Клара
ЛУЧКО:
Я не «киношная», а настоящая казачка
Народную артистку
России Клару Лучко зритель помнит по картинам
«Кубанские казаки», «Цыган», «Возвращение
Будулая», «Поединок», «Карнавал», «Донецкие
шахтеры», «Большая семья» и многим другим. Себя
актриса называет «трижды казачкой»: запорожской
–
по происхождению, потому что родилась в Полтаве,
донской – по сериалам «Цыган» и «Возвращение
Будулая» и кубанской –
по фильму «Кубанские казаки».
– Клара Степановна, какой вы были в детстве?
– Высокой и очень нескладной, получила прозвище
Жирафа и в школьном драмкружке играла только
мужские роли – мальчишки играть не хотели, а я
подходила по росту. Когда в восьмом классе мне
сшили первое взрослое платье, купили новые туфли,
я вышла погулять и увидела, что все мужчины на
меня оглядываются. Я перепугалась, забежала в
подъезд, думаю, может, чулок порвала. Только потом
дошло: они во мне девушку разглядели, я им
понравилась. Гадкий утенок стал взрослым. Много
лет спустя на Каннском фестивале отрезаем с
Любой Орловой у моего роскошного бального платья
бретельки, которые жутко мешали, и оно стало
декольтированным. Прохожу мимо портье, а он мне:
«О-ля-ля!» На минуту смущаюсь: что-то не так? За ним
и другие мужчины говорили мне вслед: «О-ля-ля!»
Потом я узнала, что так они выражали свой восторг.
Когда я это осознала, возникло ощущение
удивительной легкости... Так было долго.
– А вы свой первый фильм «Кубанские казаки»
любите?
– На моих выступлениях отрывки из этого фильма
иногда показывают. Чего только о нем не говорили!
И лакировка действительности, и безыдейность... А
как смотрит «Кубанских казаков» сегодняшний
зритель! Для людей старшего поколения – это
фильм их юности. А для молодежи вообще какая-то
новая, незнакомая атмосфера. Даже в самой
примитивной картине прошлых лет есть что-то от
человеческой жизни – без вампиров, насилия и
кровопролития. «Кубанские казаки» стали для меня
счастливым билетом в кинематограф. После выхода
фильма на экраны я стала получать мешки писем,
мне признавались в любви, предлагали руку и
сердце. Один поклонник с Кубани написал, что у
него есть большая отара овец, но он, если я
согласна, продаст овец, дом и переедет ко мне в
Москву...
– А потом была роль донской казачки в фильме
«Цыган»...
– Когда ЦТ показало четыре серии «Цыгана», на нас
обрушились мешки писем. Съемки происходили в
станице Пухляковской, участвовали в массовых
сценах местные жители. Как сейчас помню один
эпизод. В сцене драки с Катькой Аэропорт в
сценарии было написано, что мы ругаемся. Мы с
Ниной Руслановой решили, что будем драться. Но
как? Чем? Решили – мокрым бельем. Нам принесли
корзину мокрого белья. Катька, то есть Русланова,
быстро схватила простыню и как огреет меня по
спине! Я аж задохнулась. Схватила простыню и дала
сдачи. Дрались мы молча, потому что текст забыли.
Я раньше никогда не дралась, даже не подозревала,
что такой азарт появляется, про все на свете
забываешь. Мы дрались, плакали, смеялись и не
отдавали этого Будулая друг другу. Получилась
настоящая бабья сцена. Станичницы смотрели и
плакали.
– Вы «киношная» казачка?
– Мои предки – запорожские казаки. Лучко – это
«лучники». А в характере моем есть что-то
турецкое. Но когда я оказалась в Турции, то ничего
особенного не почувствовала.
– «Турецкий» характер предполагает некую
восточную вспыльчивость. А она в семье приводит к
конфликтам.
– В семье надо жить просто, а сложности своего
характера держать внутри себя. Трудно? Но иначе и
семьи не будет. Нельзя в семью нести весь мусор
жизни. Прежде чем войти в дом, надо галоши снять.
Иными словами, оставьте за порогом плохое
настроение.
– Какой же должна быть современная женщина?
– Характер современной женщины я бы сравнила с
драгоценным камнем: чем больше граней, тем он
изысканней и ценнее.
– У вас такой красивый брак с Дмитрием Мамлеевым.
Чем же вы к себе его так привязали?
– С Дмитрием мы познакомились у моей подруги.
Пошел меня провожать, и с тех пор мы вместе. Он
известный журналист, председатель Российского
фонда мира. Когда люди живут вдвоем и любят друг
друга, то, во-первых, нельзя переступать черту.
Когда кто-то первый говорит «дурак» или
«идиотка». Раз позволил себе – и пошло-поехало.
Нельзя в браке позволять переходить этот рубеж.
Надо уважать человека, с которым ты живешь. Его
никогда нельзя унижать. У нас с мужем совсем
разные характеры, но мы относимся к изъянам друг
друга с юмором, и потому легко переносим друг
друга. Он меня понимает.
– Но партнеры по фильмам, наверное, в вас
влюблялись?
– Помню, снималась в Венгрии в картине «Ференц
Лист» в роли Мари д’Агу. И «композитор» в
последнем дубле вдруг начинает целовать меня так,
что я чуть не задохнулась. Чувствую, дело
серьезное. Воздух в легких уже кончился, а он все
меня не отпускает, и камера включена. Потом
оказалось, что актер с режиссером заключили пари
на продолжительность поцелуя. Актер тогда
выиграл...
– Вы бывали во многих странах мира. Какая поездка
запомнилась особенно?
– Случай, происшедший на одном из Каннских
фестивалей. Толпа желающих взять автограф
прижала меня к витрине ресторана. К моему ужасу,
стекло хрустнуло... Хозяин заведения был счастлив:
для него это стало хорошей рекламой. Для меня,
оказалось, тоже. Подпись под газетным фото,
запечатлевшем меня в этом плачевном состоянии,
гласила, что первые три дня фестиваля Клара Лучко
превзошла по популярности звезду французского
кино Мишель Морган...
– Почему вас не видно в рекламе?
– Никогда не буду сниматься в рекламе. Я –
актриса. И не хочу тиражироваться в трех фразах
типа «Милая Мила в сени ходила» или «Приехала
тетя Ася – какой чудный порошок». Я еще с голоду
не умираю. Каждый по-своему живет. Я пока обойдусь.
– Вы изображали простых колхозниц и французских
аристократок, райкомовских дам и шекспировских
близнецов... А какая вы на самом деле?
– Нормальная. Во мне нет артистического
позерства, претензий, зависти, звездности.
Стараюсь быть проще...
– Женщин всегда интересует, как подольше
сохранить красоту. У вас есть свои секреты?
– Красота – это особое состояние души. Это
отношение человека к жизни. Не надо быть
завистливой, коварной – все отразится на лице.
Человек высыхает, глаза становятся колкими. Живи
открыто, никому не желай зла, люби жизнь, и ты
будешь красива. Я для своей внешности ничего не
делаю. А вот одеться красиво люблю. До сих пор
ношу мини-юбку. Все обалдевают. Каждая женщина
должна себя знать и понимать – кто она такая.
Допустим, продается что-то очень модное. Но я-то
вижу, что в этом буду невыгодно смотреться. Вкус
нельзя воспитать – надо с ним родиться. Неважно,
в какой семье. Одежда никогда не должна женщину
поглощать, а выделять ее, подчеркивать. Да, я
иногда вызываю удивление, люблю оригинально
одеться. Но это качество идет от моей профессии
актера – надо всегда что-то изобретать,
придумывать. Как роль делаешь. И еще я безумно
люблю шляпы. Шляпа заканчивает образ...
– Клара Степановна, дайте мудрый казацкий совет
нашим женщинам: что им делать, если нет любви и
денег?
– Не терять себя. Не плыть по течению. Самый
легкий путь – не всегда правильный. Надо понять,
что с тобой происходит, и попытаться найти выход.
Самое страшное – впадать в отчаяние, равнодушие
и неверие. Эти эмоции надо изгонять из себя. Надо
всегда надеяться, нельзя опускать руки. У меня
тоже бывают отчаянные дни, депрессии. Но
благодаря внутренней силе, вере я выбрасываю
себя из этого состояния. Надо просто любить жизнь
во всех ее проявлениях. Самую маленькую радость
превращать в большую, а неприятность – даже
большую – превращать в маленькую. Хорошего в
жизни не так уж много, и потому я стараюсь ценить
каждое его проявление. Радуюсь солнцу, дню без
дождя, интересной книге, улыбке мужа...
Светлана НОВИКОВА. |