Галина
ПОЛЬСКИХ:
Женщин обижать не рекомендуется!
Актриса Галина Польских снялась в фильмах
«Дикая собака
динго», «Жили-были старик со старухой»,
«Журналист», «Верность», «Тени исчезают в
полдень», «Лестница», «Суета сует», «Любить по-русски»...
Признание к актрисе пришло с первой же роли. На XIX
Международном кинофестивале в Венеции картина
«Дикая собака динго» была удостоена Большой
премии. Полное отсутствие фальши – вот что
запомнилось в той роли актрисы. Она до сих пор
очень достоверно играет и проживает каждую роль
с полной мерой искренности. Только вот жизнь у
нее – не как в кино...
– Галина Александровна, а где вы родились?
– В Москве, за полтора года до начала войны. В
ноябре 1941 года отца убили на фронте. Мать
заболела туберкулезом и вынуждена была отдать
моего младшего брата папиной маме. На работу мать
не брали, да она и физически не могла. Я, совсем
кроха, со Сретенки попадала в метро и там
встречалась с братом. Он передавал нам еду: тетка
работала в ресторане «Динамо» и собирала для нас
остатки еды со столов. В 1947-м мама умерла. Папина
мама меня не брала: «Двоих не осилю». Каким-то
образом соседи разыскали в Белоруссии мамину
маму. Бабушка оформила опекунство, и мы стали
жить в полуподвальной комнатенке. Каждую копейку
бабушка тратила на меня. «Ты, главное, Галя,
учись», – говорила она мне...
– И вы решили выучиться на артистку?
– По наивности мне казалось, что у всех артистов
красивая жизнь, достаток. А мне так хотелось
помочь бабушке! Это с одной стороны. А с другой –
я безумно любила художественную
самодеятельность. Все вокруг говорили: «Ну это
артистка!» И я, случайно прослышав про институт,
где «учили на артистов», стала его разыскивать.
Нашла. Прихожу, а там, кроме вахтерши, никого. Я ей
все как на духу: хочу, мол... И про бабушку... «Ой,
милая, ты лучше иди работать. Помогай бабушке. Тут
такой конкурс, туры...» – сказала она. А потом
говорит: «А ну покружись... Да ты вроде ладненькая.
Уж так и быть, слушай: басню выбери неизбитую,
«незатасканную». И я читала «неизбитую» –
«Цветы». В общем, получился сюжет из фильма
«Приходите завтра», где гардеробщица Фроси
Бурлаковой объясняет про туры: это, мол, когда
тебя через сито просеивают, просеивают, а потом...
как турнут!
– Вы учились у Герасимова и Макаровой?
– Да, после недолгого перерыва попала к ним на
курс. Это был подарок судьбы! Я училась вместе с
Жанной Прохоренко, Николаем Губенко, Сергеем
Никоненко, Лидией Шукшиной. В это же время я
снялась в первом своем фильме «Дикая собака
динго» Карасика, куда меня сосватал Калатозов.
Играя в этом фильме 15-летнюю Таню, я имела уже
полуторагодовалую дочку... Этот фильм, кстати, я
до сих пор не воспринимаю. Мне кажется, что это –
не я. В кино тогда была четкая отлаженная система,
по которой версталась творческая судьба, и
следили за ней далеко не Андерсены. А настоящий
творческий подъем я испытала на съемках фильмов
«Суета сует» и «По семейным обстоятельствам».
Думаю, что актрисой я стала неслучайно. Отец
погиб на фронте, мама умерла после войны... Я
заполняла страшную пустоту в свой жизни – играя,
я жила в этом воображаемом мире.
– Галина Александровна, а верно ли, что биография
Шурочки Окаемовой из фильма «Журналист» очень
похожа на вашу?
– Эта роль просто была «списана» с меня. Отсюда и
та достоверность характера. В каждом кадре я
чувствовала, где правда, а где неправда, и то, что
было пережито в жизни, очень мне помогло.
– «Розовые» героини ненадолго прописались в
вашем репертуаре. На смену им пришли женщины
мудрые, зрелые, немало повидавшие на своем веку
хорошего и плохого, но сумевшие сохранить
женственность и душевную чистоту, материнскую
преданность и любовь.
– Время неумолимо, и никуда от этого не деться.
Появился жизненный опыт, профессиональный,
который позволил глубже заглянуть в создаваемые
образы, разглядеть в них не только то, что лежит
на поверхности. Жизнь не очень баловала меня.
Трагически погиб муж, кинорежиссер Фаик Гасанов.
Он был необыкновенным человеком – умница, эрудит.
Собирал редкие пластинки, книги, интересовался
живописью... Потом умерла бабушка. Я осталась с
двумя маленькими дочерьми на руках. Мне так
близки боль и страдание многих женщин. А это не
может не отразиться на творчестве. И все же я
оптимист по натуре и очень люблю веселых людей.
– Вы имеете в виду ваши последние роли, сыгранные
в кинокомедиях?
– Как вам сказать? Комедию должны делать очень
серьезные люди. Знакомство с комедийным жанром
позволило мне уйти от некоторых штампов, открыло
новые творческие родники. Люблю наблюдать за
зрителем во время демонстрации комедий, как они
смеются, порой грустят, а бывает, и плачут... Ведь
цель комедии не только рассмешить, но и заставить
задуматься, оглядеться на свою жизнь и жизнь
других людей.
– Каких женщин вам было бы интересно играть?
– Мне очень дороги две особенности характера
современной женщины: умение сохранить
достоинство в несложившейся личной судьбе и
преданность, способность идти на любые жертвы
ради настоящей любви. Таких женщин мне и играть
было бы интересно.
– С кем из актеров вы дружите?
– Ни одна «киношная» дружба не перенеслась в
жизнь. Дружбы между актерами не существует. У
одного – успех, у другого – простой. Я со всеми в
хороших отношениях, но – деловых: концерты,
съемки. Да и потом все забывается. С кем хотелось
бы общаться, тех уже нет в живых. Я дружила с
семьей Высоцких, с Шукшиным. Первая жена
Высоцкого – Люся была моей однокурсницей. Я была
на их свадьбе. Фаик иногда приводил Володю к нам в
дом: он записывал на бобины его первые песни.
Шукшина первый раз увидела в военной гимнастерке,
в сапогах, желваки на лице... Но муж мне тогда
сказал: «Запомни, это талантище, мы еще им
гордиться будем». Так оно и случилось.
– Как вы относитесь к рекламе?
– Предложений сняться в том или ином фильме
хватает. Дело в качестве этих предложений. И если
я с нетерпением ждала продолжения съемок
режиссера Евгения Матвеева «Любить по-русски» (на
который народ, словно на храм, собирал деньги), то
от предложения сниматься в фильме Л. Квинихидзе
«Наш дом» отказалась. По дружбе.
– Говорят, вы встречались с великим Феллини?
– Вместе с делегацией кинематографистов мы были
приглашены к нему в гости. Это была моя
единственная с ним встреча. Я недавно потеряла
мужа, сидела безучастная ко всему, хотя Джульетта
Мазина, его жена, развлекала нас как могла. И вот
настало время уезжать. Мы подходим к машине, и
Феллини начинает с нами прощаться. И вдруг, глядя
на меня, что-то начал говорить переводчику и
подарил мне свою фотографию. И только потом, в
машине, переводчик сказал мне, что Феллини
заметил мою грусть. И что хотел бы меня снимать. А
еще – что я хитренькая... Так, по-моему, он
объяснил себе мое молчание. Через месяц Феллини
должен был приехать в Москву, на Неделю
итальянского кино. Не случилось: он заболел...
– В вашей личной жизни тогда не произошли
перемены?
– Произошли. За мной начал ухаживать не кто-нибудь,
а режиссер Александр Сурин, сын директора
«Мосфильма». Я попала в очень обеспеченную семью.
В их шикарном доме часто бывали иностранцы. Но
обстановка этого дома была для меня гнетущей,
неприятной. Через год я ушла из этой семьи, будучи
уже беременной. Сурины не помогали совсем. На
съемки не приглашали. Средств к существованию не
было. Из родных – никого. Я была в отчаянии.
Помогли не соотечественники, а поляки. Режиссер
Анджей Пиотровский снял меня в картине «Дорожные
знаки». Я спрашивала его: «Почему пригласили меня?
Ведь у вас столько красивых актрис?» Он мне
ответил: «Нам была нужна актриса из ЖИЗНИ».
– Что вам дает силы жить?
– Да сама жизнь. Как говорится, хуже смерти нет
ничего. Езжу на дачу, люблю одиночество –
единственное состояние, в котором можно
сохранить свое творческое лицо. И никогда не
пропадает желание получить хорошую, настоящую
роль. И мне повезло. Совсем недавно вышла картина,
в которой я выступаю в необычной роли деловой
женщины. Фильм побывал уже на Кинотавре и
понравился зрителям. Название его созвучно моему
сегодняшнему состоянию души: «Женщин обижать не
рекомендуется».
Светлана НОВИКОВА. |