Римма КАЗАКОВА: Никогда не
спала с кем попало и не писала что попало
Римма Казакова всегда открыто и гордо идет
навстречу судьбе, выражая свое мироощущение
поэтическими образами и стихотворными
произведениями. Она пишет об ответственности
перед каждым прожитым днем, перед людьми,
природой. Тема ее стихов – любовь и красота
чувств, социальный протест и философские
рассуждения.
Поэт. Общественный деятель. Секретарь Союза
писателей Москвы.
Умение совместить несовместимое. Общественное и
личное. Поэтическое вдохновение и точный расчет
руководителя большой организации.
Природа щедро наделила Римму Федоровну
талантами. А в придачу ей достался упорный,
несгибаемый характер, помогающий в трудные
времена не сломаться, выстоять. Этому качеству
позавидовал бы иной мужчина.
– Римма Федоровна, вы во всех жизненных
ситуациях принципиальны?
– Обычно я становлюсь женщиной, когда со мной
рядом нормальный мужчина. В нашей писательской
среде я часто замечала недостойное отношение со
стороны мужчин к женщинам. Например, прихожу я в
Дом литераторов. Сидят два моих приятеля за
стойкой в баре. Я подхожу, сажусь. Потом говорю
Валечке-барменше: «Пожалуйста, мальчикам две
рюмки коньяка, а мне пятьдесят грамм виски». И
расплачиваюсь, не дожидаясь, пока они
расплатятся. Считалось нормой, что женщина
платит за себя. С другой стороны, это
сформировало из меня человека совершенно
самостоятельного, потому что очень долго
приходилось ждать, когда появится мужчина,
который проявит нормальные мужские качества.
Один приятель мне говорил, что я очень не
женственная. Я спрашивала, в чем это выражается?
«Ты, – говорит, – сама пальто берешь с вешалки,
сама дверь открываешь». Я ему отвечала: «Дорогой,
с тобой можно было бы до утра у этой двери стоять,
и ты не догадался бы ее открыть».
А ведь так приятно, когда за тобой ухаживают.
Когда за столом тебе подливают в рюмку и
подкладывают в тарелку только потому, что ты
женщина. Поэтому самая приятная для меня
категория мужчин – это те, кто женщину считает
недоразвитым ребенком, мозгов у которого нет.
Поэтому, считают они, за ней надо ухаживать и все
ей прощать. А если у женщины появляются какие-то
амбиции и она идет, например, в политику, то для
этой категории мужчин это все равно, как если бы
табуретка заговорила. Но с ними легко в общении.
Ничего не надо доказывать. Хотя я всегда ценила в
отношениях между мужчиной и женщиной
естественность.
– Вы всегда находитесь в окружении мужчин и
нередко руководили ими. А приходилось ли вам
влюбляться?
– Довольно часто. Поэт не может быть не влюбчивым.
Но я пишу много социальных стихов. И, как человек
общественно ангажированный, восстаю против
несправедливостей общественной жизни. Во мне
часто кипят чувства, не связанные с любовью. Но я
влюбляюсь обычно потому, что чувствую красоту
жизни и реагирую на нее. Но никогда я не спала с
кем попало и не писала что попало. Я всегда
относилась к своей душе и своему телу предельно
строго. Постулаты советского времени – не
целуйся без любви – для меня были нормой.
– Первые ваши стихи были связаны с первой
влюбленностью. Как это обычно бывает?
– Первые стихи я написала отцу на фронт. Они были
очень простые, по-детски незамысловатые. В них
была надежда на то, что отец вместе с Красной
армией разгромит фашистов и вернется домой. И
тогда я впервые получила урок гражданственности.
Я поняла, что когда твои чувства совпадают с
чувствами миллионов, – это и есть то, что все
поймут и примут. Поэтому рассматривать какой-то
прыщик, который вскочил у меня там-то и там-то –
мне скучно и неинтересно. Я всегда стремилась к
тому, чтобы «я» звучало как «мы». И мне всегда
хотелось изменить жизнь к лучшему, кому-то помочь.
Это естественное человеческое качество.
– Как вы относитесь к одному из лозунгов
патриотического воспитания прошлого «думай
прежде о Родине, а потом о себе»?
– К сожалению, оказалось, что Родина не очень-то о
нас думает. Я каждый год провожу совещания
молодых писателей. Талантов много, но печатать их
негде. Нет никакой перспективы для них. И условий
в обществе для развития талантов нет. До сих пор
не принят закон о творческих организациях. Есть
указ, согласно которому членство в творческом
Союзе не дает права на трудовой стаж. Вот если ты
всю жизнь работал дворником, получишь пенсию. А
если ты был писателем или поэтом, то нет. А
культура – это один из показателей стабильности.
Допустим, у кого-то нет денег, чтобы купить билет
в Большой театр. Но он может протянуть руку и
взять с полки замечательную книгу. Я не говорю о
той макулатуре, которая сейчас печатается. Или –
телевидение. Я с удовольствием смотрю хорошую,
содержательную передачу.
– Какова общественная функция поэзии, как вы
считаете? И действительно ли «поэт в России
больше, чем поэт»?
– В шестидесятые годы поэзия несла еще
общественную функцию, но сейчас другая ситуация.
Существуют средства массовой информации,
которые и выполняют эту функцию. А поэт остается
самим собой. Но ведь гениальные стихи не
рождаются по плану.
– Никогда не было мысли об эмиграции?
– К нам, в Россию, приезжают иностранцы, чтобы
пожить духовной жизнью. В этом отношении Россия
– благополучная страна. У меня есть знакомая,
которая живет в Канаде. Она говорит, что Канада –
полицейское государство, просто кошмар. Контроль
даже над заработками. А один мой немецкий
знакомый сказал, что, несмотря на внешнее
благополучие, в его стране столько лицемерия и
лжи, что был бы помоложе – уехал бы куда глаза
глядят. А у нас страна патриархальная. И много
такого, конечно, что не умещается в рамки закона.
И самого закона нет. Живем по принципу «закон, как
дышло...». Но вместе с тем есть какая-то простота.
Вот я прихожу в свой районный магазин и покупаю
четвертушку хлеба. И мне не стыдно, потому что все
сейчас так живут, экономят. Если есть что – подаю
нищим. Я люблю эту землю. И моя задача сделать
хоть что-то, чтобы Россия была красивее и лучше.
– Вы – человек верующий?
– Вопрос веры достаточно интимный, я считаю. Я
выросла в советское время и всегда считала, что
не верю в Бога. Но подчас, об этом я говорю в своих
стихах, посвященных Цветаевой и Ахматовой, стихи
заменяют «Библию, Бога, молитву». И я пришла к
своему пониманию Бога через литературу. Как-то мы
ехали вместе с Питиримом, и он спросил меня,
почему я не хочу креститься. Я отвечала: «Зачем?»
Он сказал: «Я хочу за вас молиться, а за
некрещеного молиться не могу». Я возразила: «Но я
же не верю в Бога». На что он ответил: «Это вам так
кажется». Позже я покрестилась. И во время этого
процесса мне пришло в голову, что крещение,
пожалуй, похлеще, чем прием в партию.
– В партии вы тоже были?
– В то время все были в партии. Причем вступила в
нее я довольно поздно, когда в 1976 году меня
избрали в секретариат. Мне дали недвусмысленно
понять, что необходимо вступить в ряды
коммунистов. И при первой возможности я вышла из
рядов партии. У немцев есть такое движение
«покаяние и искупление». Проводится
определенная работа по искуплению вины перед
другими народами за те преступления, которые
совершили фашисты. Молодых немцев даже посылали
в Польшу на строительство в счет возмещения
убытков, нанесенных этому государству. А мы ни в
чем покаяться не хотим. Ленин уничтожил два
миллиона крестьян. А сталинская коллективизация?
А тюрьмы, переполненные такими людьми, как Иван
Денисович? А ведь партия даже не вернула
награбленное добро обществу, и коммунистам даже
не приходит в голову покаяться.
– Римма Федоровна, согласитесь, что не всегда
поэт является еще и хорошим оратором. Многие
умеют излагать свои мысли на бумаге и не могут
это сделать перед аудиторией. Как вам удается и
то и другое?
– Это только кажется, что все очень просто. По
природе я очень застенчива. Но когда я говорю по
бумажке, то ничего не получается. Поэтому я
готовлюсь к выступлению, могу даже выучить какие-то
основные тезисы, но говорю всегда без шпаргалки и
от души. В шестидесятые мы выступали в Лужниках.
Это такая большая сцена, что себя и не ощущаешь на
ней. Но настоящего страха перед аудиторией у меня
никогда не было.
– При вашей многогранной деятельности как
складывалась личная жизнь? Все ли вы получили от
жизни, что хотели?
– Чрезмерная любовь к себе – это грех. Ощущение,
что тебе не додали, обидели. И обиду и зависть
надо убирать из жизни, потому что все это очень
неконструктивно. В одном интервью меня спросили,
умею ли я прощать. Я ответила – да, потому что
прощать – это позиция силы. Если я прощаю, я
неуязвима для того, кого я прощаю. У меня есть в
стихах такая мысль: «Самое главное в жизни – это
возможность попросить и заслужить прощение».
Первый мой муж был намного старше меня. Прозаик и
публицист. Я прожила с ним 8 лет, родила ребенка, а
потом мы разошлись. Со вторым мужем мы прожили 7
лет. Почему я разводилась? Оба мужа были хорошие,
я их любила. Но есть какой-то предел терпению. Я
терплю до конца, до той точки, когда дороги назад
быть не может. Я давала шанс человеку, пыталась
выяснять отношения. А со мной не желали
разговаривать. Тогда я говорила: «Отдай ключ от
квартиры и катись на все четыре стороны». Я
всегда понимала, что Господь меня для чего-то
иного предназначил. Потому что хотя я и ярко
выраженная жена, люблю готовить и дом, но
получалось все не так. Может быть, как раз женщина
легкомысленная, пустая находит хорошую пару и о
ней заботятся всю жизнь. А нормальная женщина
только и думает, где муж и почему он с работы
вовремя не пришел. Сказал, пойду в баню и пропал
на трое суток. У меня все было. Кстати, второй муж
был моложе меня на десять лет. Но если бы я знала,
сколько ему лет, то замуж не вышла бы. Лучше всего,
когда живут вместе ровесники.
– Сколько детей вы хотели бы иметь?
– По молодости я хотела иметь троих детей, но так,
шутейно, не от кого было рожать. Но Бог послал мне
двоих внуков. Поэтому, когда они приходят ко мне и
садятся за стол, мой сын и двое его детей, вот и
есть трое. Чего хотела, то и получила. Во мне
всегда преобладало такое щадящее, материнское
начало. Я женщина-мать.
– Ваши пожелания читателям «Мужской газеты»?
– Я отвечу словами гимна, написанными мной на
музыку Глинки.
Славься Русь, святая и земная,
В буре бед и в радости побед.
Ты одна на всей земле родная
И тебя дороже нет.
Ты полна любви и силы.
Ты раздольна и вольна.
Славься Русь, великая Россия,
Наша светлая страна.
Право любви – великое право. Пользуйтесь им!
Наталья ЗАРУЦКАЯ. |