Звезды
Востока
Российская эстрада по-прежнему
придерживается интернациональных традиций.
Вспомним времена, подарившие нам белорусских
«Песняров» и украинскую красавицу Софию Ротару,
прибалтийскую жемчужину Лайму Вайкуле и
казахского соловья Розу Рымбаеву, гордость
Грузии Нани Брегвадзе и певца мирового уровня
Муслима Магомаева...
И вот недавно земля, породившая когда-то совковый
хит «Учкудук – три колодца» в исполнении группы
«Ялла», явила московской эстраде звезду. Так
переводится с персидского слово сетора –
название новой группы. Узбекистан был скуп на
женские таланты. Ведь восточные законы строго
предписывают женщине лишь роль жены и матери. А
вот девушки в составе группы «Сетора» уверенно
покоряют эстрадные Олимпы Узбекистана и
Каракалпакии, Индии и Турции, а также многих
стран Европы.
Камилла, Лейла и Феруза родом из Ташкента.
Учились в одном классе, закончили музыкальную
школу по классу фортепьяно. Затем – Ташкентскую
консерваторию. Камилла – звукорежиссер, Лейла –
музыкальный критик, а Феруза училась на
отделении эстрадного вокала. Высшее музыкальное
образование очень помогает им в творчестве. А
классика привила хороший вкус.
Как восточные барышни обходятся или обходят
неписаные национальные законы? Как умудряются
совмещать свою артистическую жизнь и личную? Об
этом я спросила девушек.
– Девочки, а вы замужем?
Камилла: Я и Лейла не замужем, а у Ферузы недавно
была свадьба. Для узбекской певицы это очень
решительный шаг, потому что наши мужчины очень
консервативны.
Лейла: Но, слава богу, ей попался муж, который все
понимает. Он видел, с каким трудом мы пробивались
на эстраду. Руслан родом из Самарканда, живет и
работает в Ташкенте. Ради любви к Ферузе он
переехал из родного города, оставил родителей...
– Он переехал к жене?
Лейла: У узбеков такого нет, у нас если муж пришел
жить к жене – это позор для мужчины. Поэтому
жених покупает дом или квартиру, а отец невесты
покупает мебель.
– А если отца нет?
Камилла: Ну, знаете, все по договоренности. В
Ташкенте так, в Самарканде по-другому. Ты
приходишь к мужу домой, он обставляет его мебелью,
все покупает, делает сарпу, т.е. приданое. Невеста
после свадьбы в первый день подает чай гостям.
Если чай кончается – она тут же бежит на кухню и
снова заваривает. Она бегает, а они сидят, чай
распивают.
Феруза: Главное, чтобы гость выпил как можно
больше чая. Если он много чая выпьет, значит, ты
хорошая хозяйка. И до последнего гостя, пока он не
соизволит уйти, ты будешь обязана выполнять его
малейшие прихоти. Этим отличается восточное
гостеприимство. И еще. У нас такой закон. Замужняя
женщина не должна принимать в отсутствие мужа
гостей-мужчин. И к нашим мужчинам мы обращаемся
на «вы». Просто, например, Вадим не скажешь. Или
Ака-Вадим. Или Вадим-ака. Ака – это уважительное
обращение, старший брат. Например, я к своему папе
обращаюсь на «вы».
Камилла: Есть такая традиция – к именам
прибавляются какие-то приставки. Бек, хан и
другие. Бек – кочевник, бай – на земле живет, хан
– занимает высокий пост. В Самарканде до сих пор
живут потомки Тимура.
Лейла: И в Бухаре. Мой прадедушка служил при дворе
китайского императора.
Феруза: А мой дед был самым уважаемым в мечети
имамом. Он читал Коран.
– Имаму так же, как и муедзину, нельзя было
жениться?
Феруза: Муедзин – это отшельник, который
посвящает себя вере. А имаму можно жениться. И
много жен иметь.
– И как в Узбекистане с многоженством?
Камилла: Сейчас редко кто имеет несколько жен.
Дай бог каждому одну прокормить. Но если мужчина
может обеспечить нескольких женщин – почему бы и
нет? Он приводит младшую жену, а старшая
становится ему сестрой, старшей женой в гареме.
– И между собой женщины не ругаются? Не ревнуют?
Феруза: Если он хорошо их обеспечивает, то зачем
ругаться? К тому же сейчас все жены живут
отдельно, в разных квартирах.
– Да, трудно представить себе ситуацию, когда муж
приводит в дом еще одну жену...
Лейла: Они становятся подругами и друг другу
помогают. К тому же дети считаются общими.
Камилла: Лично для меня это было бы дико, потому
что я выросла в другой среде. Когда моя мама
выходила замуж за моего отца, то было все иначе.
Мама была из обрусевшей семьи, ходила в модных
нарядах, и отец ее фактически украл. Но она его
очень любила. Поэтому, когда он привел ее в свой
дом и ее поставили перед кучей белья и сказали:
«Стирай», она осталась там из-за любви к нему. Три
месяца она выполняла самую трудную работу по
дому. Лишь когда она забеременела, ей стали
делать поблажки. Но я уже не смирюсь с такими
вещами.
Феруза: А еще нас готовят к тому, что физическая
измена – это так, мелочь. Не повод для развода.
– Но говорят, что мужчина может сказать жене одно
слово «талак» – и она «не жена ему боле»?
Камилла: Это слово сейчас действует только в
кишлаках. Есть суды, где разводят. Но женщине, как
правило, разводиться труднее. Если от нее исходит
инициатива, то это плохо. Да и на разведенных у
нас смотрят косо.
Феруза: Ты вышла замуж один раз и должна всю жизнь
беречь свою семью.
– А бывает так, что женщина вышла замуж, а потом
муж «испортился». Тогда как?
Феруза: Всякое бывает. Но женщины у нас тоже
хорошо кровь пьют. Попробуй мужчина на праздник
не подарить жене золото! У нас состояние
оценивают не в деньгах, а количеством золотых
украшений.
Камилла: Если жена разводится, она живет на
средства от продажи этих украшений. И муж не
имеет права это у нее отнять.
Лейла: У нас принято, что мужчина зарабатывает
деньги, а женщина занимается домашним хозяйством.
И к жене у мужа должно быть трепетное отношение.
Она – мать его детей, источник новой жизни. Она
святая. И редкий мужчина-узбек позволяет себе
недостойное поведение по отношению к жене.
Камилла: Также чтят на Востоке пожилых людей. Для
нас старший, пожилой человек равносилен Богу.
Аксакал – это значит белая борода. И дома, когда
мы садимся кушать, первая пиала чая подается
аксакалу, он первым начинает кушать. У родителей
моего отца принято так. Стол стоит буквой Т. За
главным столом сидит один глава семьи, мой
дедушка. На его столе своя скатерть и отдельная
посуда, что означает, что он старейший и самый
уважаемый человек в этом доме. Чуть ближе к нему
сидят мужчины. И как только все готово для
трапезы, тогда садятся за стол женщины.
Лейла: У меня дома нет такого, чтобы женщины
обедали отдельно.
– А как на свадьбе все происходит?
Феруза: Конечно, свадьба – это большое событие.
Лейла с Камиллой были свидетельницами на моей
свадьбе. Свадьба начинается так. Жених едет за
невестой, а подружки невесты его не пускают к ней.
Невеста в белом платье, в современном, но на
голове платок, чтобы не было видно лица. И вот
когда жених дает выкуп, то ему делают поблажку –
дают на нее посмотреть. Мусульманское венчание
происходит в мечети.
– А мне казалось, что женщин в мечеть не пускают?
Камилла: Пускают. Просто есть день для мужчин,
день для женщин. Женщины не ходят в мечеть только
тогда, когда кто-то умирает. И на кладбище в день
похорон женщин не пускают. У нас мужчины хоронят,
а женщина провожает из дома... Но мы, кажется,
говорили о свадьбе. В первую брачную ночь жених и
невеста только знакомятся или просто беседуют. А
вот вторая ночь – брачная. Теща и свекровь сидят
всю ночь, ждут, когда вынесут простыни.
Феруза: Да, это происходит где-то в пять утра, до
восхода солнца. Молодая жена должна быстро
подмести весь двор, приготовить завтрак. А мать
невесты рассказывает всем, что дочь
действительно невинна и устраивает большой
праздник, девичник. Родственницы и подруги
собираются и гуляют. А молодая жена одевает
национальное платье, узбекские штаны, а на голову
обязательно повязывает платок. Приходят гости к
ней, подружки ее, знакомые, родственницы. И она
всем кланяется. Делает специальный поклон и
свекрови. Это называется челемсалом, поклон
невесты. Вот у вас рассказывают анекдоты про тещу,
а у нас про свекровь. Но в глубине души каждая
невестка мечтает о том времени, когда она тоже
станет свекровью. Тогда она может целыми днями
сидеть на веранде и ничего не делать по дому.
Лейла: Перед свадьбой будущая невестка со своей
матерью водят ее по рынку и покупают все, что она
ни пожелает.
Камилла: А после свадьбы уже все, никаких
подарков.
– А это правда, что в Хиве есть такой обычай –
каждый молодой мужчина должен лишить невинности
ишачиху, а если он не сможет, значит, опозорился?
Камилла: Мало ли что говорят. Вот мы были на
гастролях в Индии. Так там обезьяны кошельки
воруют. Утром в гостинице просыпаешься, а на
потолке огромная ящерица висит. Жалуешься
администратору, а он говорит, что ничего
страшного. А страшно то, что за ящерицами змеи
охотятся!
Феруза: А пища?! Все горькое, все! А самый большой
нонсенс знаете какой? Индия якобы славится своим
чаем. Но нам ни разу не предложили чай! Какая-то
бурда с молоком. А сами они обычно простую воду
пьют из источников.
Лейла: В очереди стоят. Человек, бабуин, человек,
бабуин. У них для животных рай, а люди живут как
животные. И представляете, счастливы!
Наталья ЗАРУЦКАЯ. |