Лариса
РУБАЛЬСКАЯ:
Суть мужчины не только в сексуальном умении...
Лариса Рубальская начала
писать стихи в 1983 году.
А в 84-м песня на ее слова впервые попала на «Песню
года». Тогда это было главной мерой успеха. С тех
пор многие написанные ею песни стали хитами:
«Напрасные слова», «Стран-ная женщина», «Виноват
я, виноват», «Доченька моя», «Свет в твоем окне»...
– Лариса Алексеевна, как вы относитесь к тому,
что авторы все чаще сами исполняют свои
произведения?
– Я отношусь к этому совершенно нормально,
потому что если люди слушают, значит, ниче-го в
этом страшного нет. Кроме того, это статья дохода.
Артисты, выступая, получают день-ги, а авторы
остаются в стороне. И я тоже теперь две песню пою
– «Самураи» и «Доченька моя». И люди принимают
мои творческие начинания хорошо, потому что на
концертах толь-ко читать стихи скучно.
– Выступать перед аудиторией непросто, тем более
перед большой...
– Ой, так хорошо встречают, провожают. Я привыкла
к аудитории. После пединститута я проработала в
школе всего 24 дня, а потом, когда окончила курсы
японского языка, работа-ла гидом с японскими
группами. Много общалась с разными людьми и
аудиториями. Поэто-му обрела своего рода
раскованность. Выступление перед зрителями –
это одна из форм самовыражения. Бывают и
творческие взлеты, и рутинная работа. И хоть я не
артистка, зри-тели ко мне очень тепло относятся.
– Вы родились сразу после войны в Москве. Ваши
родители имели какое-то отношение к эс-траде?
– Мой отец служил всю войну в летном отряде, а
потом поступил в военную академию, но был
отчислен, потому что он еврей и никогда не
скрывал этого. Жил он трудно, работал где
придется. И умер в пятьдесят девять лет. А мама
моя русская, москвичка. Работала бухгал-тером. Ее
молодость пришлась на войну.
– Какими были взаимоотношения в семье?
– Добрыми.
– И с мужем вы живете счастливо?
– Да, для меня мой муж – хороший, честный человек,
который не треплет мне нервы, не ревнует и
вовремя приходит домой...
– Как вы думаете, в чем залог семейного счастья?
– Прежде всего нельзя друг друга обманывать. Это
самое главное. Надо смотреть на всякие невзгоды
как на временное явление и стараться дружно их
преодолеть. Не лежать и не ждать, пока удача
придет сама, а идти навстречу ей. Ни жена не
должна лишь на мужа на-деяться – мол, он ее обязан
кормить, ни муж на нее... Надо стараться вместе,
вдвоем соз-давать благополучие семьи.
– У вас этот брак первый и последний?
– У меня поздний брак. Мне было уже тридцать лет и
нужно было выйти замуж. Когда поя-вился Давид, все
мои друзья решили, что он подходящая кандидатура.
И я вышла замуж, хотя не была влюблена в него. Но
со временем я его полюбила. И он этого достоин.
Поэто-му я никогда не говорю ни о первой любви, ни
о последней. Я не человек воспоминаний.
– Лариса Алексеевна, прежде чем стали писать
стихи, вы работали и машинисткой, и кор-ректором,
и библиотекарем, и переводчиком. А сколько лет
проработали в газете «Асахи»?
– С японцами я проработала больше двадцати лет.
Работа очень интересная, хоть и каса-лась
политики. Как и газета, я была очень
политизирована.
– Вы верите политикам?
– Не очень. Но, конечно, есть люди, которые
вызывают доверие. Пока я верю президенту Путину.
Мне кажется, что его методы и принципы правильны.
Также мне нравится старый политик Александр
Яковлев. Я никогда не ориентировалась на то, что о
нем пишут и гово-рят. Мне кажется, что он человек
мощный, настоящий.
– Интересно, а как вы оцениваете наших
политических лидеров?
– Трудно сказать. Я видела Жириновского, и не раз.
Ну он очень талантливый. Ему лучше было бы стать
артистом, конферансье, кем угодно... Но я не могу
сказать, какой он политик. Что касается других, на
меня они производят такое же впечатление, как и
на всех людей. Я не скажу ничего такого, чего не
может сказать любая старушка в нашем дворе.
Кириенко мне кажется умницей, а Немцов – разный.
Было время, когда он слыл чуть ли не героем. А было
время, когда он всех разочаровал. Вообще, не мне
судить. Серьезные политики – Кудрин, Илларионов.
Как бы порой не раздражал людей Чубайс, он,
безусловно, наделен умом. Появились молодые люди,
на которых есть надежда.
– Вы не хотели бы стать политиком?
– Я считаю, что женщина не может быть хорошим
политиком. У меня все женщины, зани-мающиеся
политикой, вызывают резко отрицательные чувства.
И не надо это женщинам.
– Вы помните министра культуры Екатерину
Фурцеву? Что думаете о ней?
– Я не была знакома с Фурцевой. Говорят, что она
была хорошим министром.
– Как вы относитесь к олигархам?
– К олигархам я не отношусь. Но считаю, что без
них страна не может развиваться. Кому-то должно
все принадлежать, кто-то должен за все отвечать. Я
проводила много времени с японцами, много с ними
общалась. Так вот они рассказывали, что у них
когда-то было так же, как у нас. Прежде чем Япония
стала процветающей страной и превратилась в
огромную империю, состояния у них зарабатывались
разными способами. И «Тойота», и «Мицубиси», и
«Хитачи» – это все бывшие нувориши.
– Впрочем, хватит о политике. Давайте поговорим о
масскультуре. Имеет ли она право на
существование?
– Имеет... Второе слово «культура» тоже очень
важное в этом словосочетании, потому что людей
надо не зомбировать, а стараться поднимать
уровень их самосознания. Коммерциа-лизация
масскультуры, что, к сожалению, произошло в
последнее время, – не самое лучшее для нас всех.
Надо, чтобы эстрадные произведения людей
вдохновляли, а не опускали до самого низшего
уровня. Необходимо участие в этом процессе
самого государства. Нужна вкусовая цензура,
определяющая какие-то критерии...
– Есть ли граница между серьезной песней и
подделкой масскультуры?
– Умная и хорошая песня тоже может стать
популярной и абсолютно массовой. Но то, что
сейчас происходит на эстраде, мне не очень
нравится. Группы «Демо», «Тату» – то, что кру-тят
на дискотеках. Молодежь от их творчества в полном
обалдении. Но есть и хорошие пес-ни. Например,
«Как упоительны в России вечера»... Так что
граница есть.
– Очень удачен один из последних ваших хитов
«Свет в твоем окне» в исполнении Алсу. Вы сами
чувствуете основной признак получившейся песни?
– Признак очень простой. Она должна звучать из
открытых окон. Если ты слышишь ее на рынках, если
она попадает в ротацию – на волны «Русского
радио» или «Хит-ФМ», то все нормально.
– Как вы пишете стихи?
– По-разному. Я могу поговорить с соседкой и
написать стихи, а могу прямо на концерте по-просить
зрительниц рассказать свою историю. Ко мне прямо
на улице может подойти какая-нибудь незнакомая
женщина и рассказать о себе. Я почему-то
располагаю к откровению. И стараюсь даже
подсказать и посочувствовать.
– А порой и предсказать.
– Но больше утешить.
– Мужчины тоже обращаются за утешением?
– На самом деле с мужчинами мне намного легче
общаться. И дружба у меня намного на-дежнее с
мужчинами. Я не люблю говорить о высокой моде,
сплетни быстро забываю. А в сущности, я человек
очень «заземленный». Иду по рынку или еду в метро
– и в этот момент могут рождаться стихи.
– Вы не пробовали переводить свои стихи на
японский?
– В японском языке очень много правил и
ограничений. Одна японка, профессиональная пе-реводчица
поэзии, перевела мой романс «Напрасные слова». В
результате, и я об этом не раз говорила, вместо
строки «Плесните колдовства в хрустальный мрак
бокала» получилось «Налейте что-нибудь в какой-то
странный, не очень чистый стакан».
– Лариса Алексеевна, поговорим о сильной
половине человечества. Каким вы себе пред-ставляете
идеального мужчину?
– Надежный, верный, понимающий. Я считаю, что суть
мужчины проявляется не только в его сексуальном
умении и мужчин отличают от женщин не только
половые признаки, но и черты характера.
Способность стать стеной, за которой женщина
спрячется и ничего не будет бо-яться.
– А вы – сильная женщина?
– Сильная ли я женщина? Трудно сказать. Я люблю
готовить, семью люблю, дом. У нас есть дача. Я сама
выращиваю все: и огурцы, и помидоры, и кабачки.
Консервирую. Варю варе-нье. Люблю угощать друзей,
поэтому все быстро кончается. Мое любимое
занятие – стоять у плиты. Даже когда бываю за
границей, отдыхаю, все равно тянет домой на
родную кухню.
– Писать стихи вы любите так же, как и готовить?
– Я люблю еще и читать поэзию. Юнну Мориц, Беллу
Ахмадулину, трепетно отношусь к творчеству Риммы
Казаковой, с которой мы иногда вместе выступаем.
И сама люблю пи-сать. Или думать о том, что напишу.
У меня есть ощущение, что рядом со мной находится
ангел, и он помогает мне. Это происходит помимо
моей воли. Просто пишу стихи – искренне, от всего
сердца.
Наталья ЗАРУЦКАЯ. |