Леонид
ЛЮТВИНСКИЙ: Сцена всегда на метр выше жизни
Леонид Лютвинский
закончил ГИТИС, актер театра и кино. Работал в
Ленкоме, Театре киноактера, участвовал в
спектаклях Виктюка. В группу «Белый орел» попал,
можно считать, случайно. После первого же своего
выступления в составе группы, где был вокалистом
в песне «Как упоительны в России вечера»,
приобрел широкую популярность.
– Я принес фотографии, но они какие-то неудачные...
– Почему неудачные, замечательные.
– Уж сколько раз твердили миру, что лесть...
– Что лесть...
– А все не впрок.
– Почему? Вам не нравится, когда вам льстят?
– Мне нет, категорически.
– А льстят?
– Льстят и часто.
– В основном женщины?
– Знаете, давайте проложим водораздел между
лестью и комплиментом. Это совершенно разные
вещи. Комплимент изначально подразумевает
некоторое преувеличение, но в нем положительный
заряд и он несет хорошие эмоции. Это приятно. Как
в песне: «Давайте говорить друг другу
комплименты». А лесть... В этом есть некая корысть.
Потребительская основа какая-то. В общем, это
морально неприятно.
– То есть если я сейчас вдруг скажу, что вы круто
поете, вы мне не поверите.
– Нет. Это все ваши корреспондентские штучки.
Тесты, раскрутка на разговор... Человек вообще
никогда не бывает до конца откровенным. Даже с
самим собой.
– Тогда выходит, что интервью – глупость?
– Абсолютно точно. Самые откровенные вещи мы все
равно прячем у себя в голове на какие-то полочки,
утаиваем в каких-то ящичках. Интервью в газету
еще куда ни шло. Потому как нет лимита времени, мы
можем говорить сколь угодно долго, потом из этого
выбрать что-то. Но телевизионное интервью, когда
тебе говорят: «Скажите, как устроен мир, как
устроена вселенная, но у вас есть 30 секунд...» Это
нечто... Человечество всю жизнь пытается ответить
на эти вопросы, бьется над ними, а у тебя 30 секунд
или минута. И многие умные люди, кстати,
попадаются на это. Начинают отвечать. 30 секунд
достаточно для того, чтобы объяснить, откуда
взялось пятно на костюме. И пошутить в ответ.
Уровень разговора не может быть глубже
изначально.
– У нас не 30 секунд. Можно ли надеяться, что доля
искренности, истинности в ваших словах все-таки
будет?
– Ну как доля истины? Все, что я скажу, будет
истина. Потому что, о чем бы я ни говорил, – это
будет о себе. О моем отношении к миру. Впрочем,
приблизительно зная аудиторию, можно как-то
корректировать свои ответы и даже
прогнозировать реакцию.
– Тогда в связи с этим мне очень интересно, в
какую форму вы облечете истину о вашем возрасте.
– Я родился давно в 19... забытом году в Белоруссии.
Кровь смешанная – польско-литовская. Отец
литовец, до школы я жил в Литве. Потом с мамой
вернулся в Белоруссию.
– Образование?
– У меня много образований. Последнее – высшее. Я
окончил ГИТИС. Актер драмтеатра и кино. Работал в
Ленкоме, Театре киноактера, у Виктюка.
– Выходит, карьера певца – это крутой поворот в
вашей жизни?
– Я бы не сказал. Как-то меня даже спросили – не
считаете ли вы, что это шаг назад? Нет. Я никаких
шагов не делал. Я остался на сцене. Как был, так и
есть. Другой вопрос, что у меня очень сильно
поменялась аудитория. И качественно и
количественно. Я не говорю, что теперешняя
аудитория хуже или лучше. Это разные вещи. Я бы
сказал, что жизнь мне дала какой-то шанс
попробовать себя в новом амплуа. Получится это у
меня в полной мере или нет, сказать не берусь. Это
ведь зависит от очень многих факторов. От рынка
шоу-бизнеса, например. Жизнь меняется каждый день.
«Живите как птицы», – сказано в Писании.
– Как птицы? Вы узнали эти слова до того, как
попали в группу «Белый орел»?
– Здравствуйте. Я не очень подходящий объект для
иронии. Читать я научился все-таки задолго до
того. Меня ведь принимали не за то, что я умею
читать.
Поступил легко. Хотя конкурс был 300 человек на
место. Может быть, потому, что никогда не мечтал
об актерской профессии. Все получилось случайно.
Я жил тогда уже в Новополоцке. Одна девочка
поехала поступать. Я вместе с ней. Ее не приняли.
Меня приняли. Я не готовился абсолютно. Думаю, это
судьба. А может, просто потому, что я всегда любил
поэзию и был уже внутренне готов к
экзаменационной ситуации. Готов лучше, нежели
люди, которые готовились год, а то и больше.
– Вы занялись театром, хотя никаких предпосылок
к этому не было.
– Почему не было. Такая предпосылка была. Я
расскажу, с чего началась моя театральная
история. Я учился в белорусской школе. У
учительницы белорусского языка муж был по
сегодняшним определениям мэром города. Его все
так и звали – мэр. Это было летом после 8-го класса.
Мы с ребятами, отдыхая на озере, угнали лодку
этого самого мэра. Нас поймали. Мэр со своими
мужиками, может быть, и не поймал бы, но мы
немножко выпили. Сбили замок и потихонечку
плавали. Шуму было! А из-за чего, спрашивается? Ну
угнали, ну покатались. Никуда бы она не делась. Не
унесли же мы ее с озера.
Первая четверть у меня и моих друзей по
белорусскому языку – двойки. Вторую – двойки. Я
понимаю, что из этой ситуации мне не
выкарабкаться. И тут подходит ко мне учительница
и говорит, что нужно сыграть в спектакле и дела
поправятся. Ставили патриотическую пьесу по
какому-то произведению белорусского писателя.
Про войну, партизан и т.д. Все роли были
распределены, и только немца никто играть не
хотел. Западло считалось немца изображать. А
история простая. Партизаны, Беларусь. У женщины
одной сына ловят и казнят. Он, конечно, пионер,
подпольщик. Немец заходит к ней домой, и она
пионерским галстуком, который остался от сына,
душит фашиста. Конечно, перед этим она его
спаивает. Вот этого немца никто не хотел играть. А
учительница мне сказала – выучишь роль, поставлю
пятерку. Я согласился. Это и был мой первый выход
на сцену. Он чуть было не закончился для меня
трагически.
На репетициях все шло гладко. Душили меня очень
нежно. А когда мы вышли уже на сцену (было это,
конечно, большим событием, народу полно, учителя
в зале), то эта женщина не рассчитала своих сил, не
учла, что галстук шелковый, и перетянула его на
моей шее так, что я чуть не задохнулся. Я падаю,
она уходит, занавес. Овации! Занавес открывается,
все стоят, а я лежу. Овации еще сильнее! Из зала
крики – здорово играет! Правда, потом все
перепугались. И еще месяц я ходил со следами на
шее. Но пятерку я все-таки получил!
– И после этого родилась любовь к театру?
– Нет. Но ведь это какой-то знаковый момент.
Ситуация тебя выбирает и подсказывает, в какую
дверь ты должен войти.
– Давайте все-таки о том, как вы попали в «Белый
орел». Почему выбор пал на вас?
– Все очень просто. Барабанщик группы Толя
Абрамов – бывший Ленкомовец, а мы с ним хорошо
знакомы. А вообще я еще немного пишу. И думаю, что
эту жизнь буду заканчивать в литературе.
Поскольку поэзия – сфера, привлекающая меня с
детства. У меня были какие-то свои произведения,
которые я хотел предложить группе, а вышло так,
что мне предложили стать вокалистом. Ну и
началось. Первое же мое выступление произошло
фактически спонтанно. Без обычных длительных
репетиций. Мы поехали на День независимости
Израиля. Звучал гимн страны, а потом выходила
группа «Белый орел» и пела «Как упоительны в
России вечера». Вокалистом был я. 250 000 зрителей.
Трансляция на весь мир. Таким образом и началась
моя карьера.
– Ну а как, Мастер (ведь именно Мастера вы
изображаете в последнем клипе), вы нашли свою
Маргариту?
– Нет, я холост.
– В чем же дело? Огромный выбор не дает
возможности определиться?
– Толпы поклонниц после каждого концерта – это,
если хотите, атрибут профессии актера. Я к этому
только так и отношусь. Если у тебя нет поклонниц,
если тебя не хотят, не любят, не мечтают о тебе, не
пытаются до тебя дотронуться, то ты плохой артист.
Если этого нет, иди домой. Не нужно на сцену
выходить. Все-таки сцена всегда на метр выше
жизни...
– Может быть, дело в том, что, когда вы на сцене, в
глаза бьет свет и выбрать невозможно, а после
концерта мешает усталость?
– Ну это было бы не совсем правильно, потому что
как профессионал зал я всегда вижу. И всегда вижу
красивые лица. Но еще я всегда чувствую ауру,
флюиды, которые направлены на меня. Но это уже не
вербальный уровень общения.
– Были ли какие-то предложения?
– Я никогда не рассказываю своих любовных
историй. Это очень личное. Но предложения были. С
некоторыми людьми у меня теперь очень хорошие
приятельские отношения. Я не думаю, что это
обязательно конкретизировать. Просто это было.
– Стоя на метр выше жизни, как вы вообще
относитесь к женщинам?
– Для меня женщина всегда сопрягается с
ощущением подарка. Я абсолютно убежден, что
мужчина по отношению к женщине должен стоять на
позиции отцовства. Неважно – мать твоя, или
сестра, или любовница, жена. Поэтому мое
отношение к женщинам не могу сказать
высокомерное, но, скорее, отеческое. Это такая
субстанция, которую нужно лелеять и беречь. Это
та субстанция, которая освещает твою жизнь своим
светом, без которого твоя жизнь потемки. И нет
никакой радости. Я ведь был воспитан мамой. Отец
нас рано оставил. Так что я избежал всяческого
мужского воспитания. Меня воспитывала женщина. Я
испытывал на себе только ласку, любовь и нежность.
Поэтому из бочки может вылиться только то, что в
нее налить. Дети, которые в детстве чувствовали
любовь, только любовь и будут отдавать.
И вообще еще Горький сказал, что высота культуры
определяется отношением к женщине.
Алексей ХАЧИКЯН. |