Александр
Белявский, он же – Леонид Ильич Фокс
Александр Белявский,
заслуженный артист России. Родился 6 мая 1932 года в
Москве. Окончил Институт цветных металлов и
золота и Театральное училище им. Щукина. Снялся в
более чем ста кинофильмах, в том числе «Июльский
дождь», «Их знали только в лицо», «Иду на грозу»,
«Место встречи изменить нельзя», «Прерванный
полет», «Серые волки», «Тайны дворцовых
переворотов». Работал в Театре сатиры. Был самым
первым ведущим в популярной телевизионной
передаче «Кабачок 13 стульев».
Жена Людмила – врач. Больше всего на свете любит
внука и дачу. В интервью всем отказывает,
но для «Мужской газеты» сделал исключение.
– Александр Борисович, ваше первое образование
– геолог. Что-нибудь полезное для Родины в этой
области успели сделать?
– Ничего такого, чтобы страна ахнула, я не нашел.
Дослужился до младшего научного сотрудника,
писал научные статьи для журналов, сделал одно
изобретение. Рассказываю: главная задача любого
геолога – определить в руде ценный минерал.
Минералогия – наука точная, и если прозрачные
минералы можно легко определить под микроскопом,
то металломинералы смотрят в отраженном свете.
Это такая сказочная палитра! Вот я и предложил
для более точного определения подводить минерал
к электроду и сжигать его вольтовой дугой. По
спектру очень легко можно определить, что там
сгорело, зная, конечно, состав электродов. Моя
идея всем понравилась, но это был 1954 год и таких
тонких электродов не было, а лазеров мы тогда еще
не знали... Работал в Иркутске, потом в Москве,
ходил в экспедиции, путешествовал. Профессия
была романтическая, тогда романтика была в цене.
– Говорят, вы любите неожиданные роли?
– Неожиданность в самой природе актерской
профессии. Первую свою роль Молчалина сыграл,
работая инженером в Восточно-геологическом
управлении. После этой роли вышла заметка о моем
творчестве в газете «Восточно-Сибирская правда».
До сих пор ее храню. Режиссер попросил меня
поискать в себе черты, мне не свойственные. И
поиск идет до сих пор. Я всегда старался не играть
самого себя, а вот непохожего на себя человека –
совсем другое дело. Когда я пришел в Театр сатиры,
народный артист Тусузов очень точно сказал:
«Сашенька, у вас огромная трагедия, у вас разрыв.
Вы внешне – фрачник, а в душе-то вы – рубашечник,
у вас нет совпадения». Вот это «несовпадение» и
позволяло мне быть и таким и другим. У меня не
было одного амплуа. Ведь как в актерской жизни
бывает: пошло тиражирование и эксплуатация
одного и того же образа. Я знаю таких актеров. Это
не самый верный путь к успеху. Как иногда говорят,
нам нужны не те, которые ищут, а те, которые нашли.
Искать продолжаю до сих пор.
– Две роли в вашем творчестве стоят особняком –
роль Брежнева и Фокса. Друзья вас в шутку
называют Леонид Ильич Фокс. Что вам важно было
подчеркнуть в роли Брежнева в фильме «Серые
волки»?
– Мне интересно было, как он себя вел в
обыкновенной обстановке – как в бане парился,
как на женщин смотрел. Я ничего особенного не
изображал. Мы ведь его только с трибун и видели.
Встречи – проводы. Брежнева очень многие к концу
жизни передразнивали, издевались над его
несчастьем. Играть анекдотического Брежнева,
карикатурного я считал делом грешным. В фильме я
только подчеркнул манеру его речи. Он и сам
иногда подшучивал над собой и любил анекдоты про
себя слушать. Не все имеют такую смелость. Фильм
претендовал на некую серьезность, и карикатуры я
не делал. Глупый человек не мог девятнадцать лет
руководить страной. Кроме того, его очень теснили,
он был уже номинальным, крутили уже другие люди.
Но до своей болезни он был вполне разумен,
адекватен, сейчас уже те времена называют
«золотым веком». Так что мы только оставили его
манеру говорить. После премьеры Евгений Матвеев
мне сказал: «Тебе было хорошо, ты его сыграл,
когда его уже не было, а я – при жизни». И
рассказал такую историю. Когда он был назначен на
роль Леонида Ильича в фильме «Солдаты свободы»,
он столкнулся со следующей проблемой. Брежнев
был с Украины и, как все хохлы, «гыкал». Матвеев не
знал, что ему делать, «гыкать» или нет. Брежнев-то
ведь живой, получается как бы издевка. Ни
редактор картины, ни редактор «Мосфильма», ни в
Союзе кинематографистов ничего не могли сказать
конкретного по этому поводу. Тогда Матвеев
обратился к Суслову. Тот ему сказал: «Товарищ
Мотвеев, вот в нороде говорят, что я окою, но вы
ведь видите, что я не окую». Матвеев все понял и...
убрал из сценария все слова с буквой «г».
– А на роль Фокса сразу согласились?
– Когда меня пригласили на эту роль в фильме
«Место встречи изменить нельзя», я и
предположить не мог, что фильм станет таким
популярным. Народ почему-то меня в этой роли
полюбил. На улице только так и называют, особенно
около пивных ларьков: «Фоксу без очереди». Помню,
как меня привезли на съемку, сняли с самолета,
одели в форму и дали большую сложную роль. А ведь
до Фокса я в основном воровал. В фильме
«Рожденная революцией» обворовал ювелирный
магазин, в фильме «И снова Анискин» – городской
музей и два дома, а в роли Фокса до убийства дошел.
Иногда друзьям в шутку говорю: «Все идет по
четкой линии: следующим должен быть предатель
Родины». В картине «На гранатовых островах»
сыграл агента ЦРУ. Вот видите, сбывается...
– А что было после Фокса?
Пауза.
– Было много встреч со зрителями. Были
творческие встречи. Но кино стало держаться от
меня подальше. Потому что Фокс лег такой маской
на мою творческую биографию, которая не
позволяла использовать меня в других ролях.
Боялись режиссеры, что опять Фокс выйдет. А потом
наступило время, когда был нужен не актер, а его
фамилия. Для кассы, для проката. Тот, кто давал
деньги на фильм, спрашивал: «А кто будет занят?..»
Вот таким стало наше кино.
– Александр Борисович, фильму «Ирония судьбы...»
исполнилось 25 лет. Сцена в бане давно стала
хрестоматийной...
– Сцена бани снималась в холодном павильоне
«Мосфильма», и для сугрева актеры принесли
настоящей водки. Узнав об этом, Рязанов страшно
разозлился, и на следующий день всю честную
компанию подвергли тщательному таможенному
досмотру. Подозрительный Эльдар Александрович
лично откупоривал бутафорские бутылки и с
пристрастием нюхал содержимое. Но все-таки не
уследил: в начале одной из банных сцен стоят две
бутылки водки, а в конце – три. Как бутылка туда
попала, уму непостижимо, кадр-то был непрерывным.
Я всегда считал, что моя детская вера в Деда
Мороза осуществилась в лице Рязанова. Он сделал
невероятный подарок, который мне дорог и
согревает сердце до сих пор.
– Александр Борисович, говорят, что, влюбившись в
девушку Милу, которая стала вашей женой, вы тут же
ее... потеряли?
– Не девушку я потерял, а записную книжку. Хорошо
еще, знал, что Людмила учится в медицинском
институте. А их в Москве всего-то три. Все обошел и
нашел... Влюбленность – момент мгновенный, и если
он происходит сразу с двумя, то тут уж деваться
некуда...
– А почему вам, такому популярному актеру, так
поздно дали заслуженного?
– В 1988 году присвоили. На старости лет. Но я к
этому с юмором отношусь. Когда на концертах меня
спрашивают: «Вас как объявлять?», – отвечаю:
«Просто артист». Однажды в Театре киноактера
устроили капустник. Шел фильм «Развод по-итальянски»,
тот самый, где металась Софи Лорен и кричала:
«Почему у этой есть звание, а у меня нет?» На что
Мастроянни ей отвечал: «Дура! Зачем тебе звание, у
тебя есть имя!» Ну что тут добавишь?
– Как идет работа над книгой?
– Тяжело. Я сразу на две замахнулся. Издатель
меня убедил, что всем интересно будет про мои
корни, семью, окружение, характер. О перемене
судьбы, о жизни, профессии. Все это требует
раздумий, времени.
– Александр Борисович, у вас так бывает, что
позарез нужно, чтобы тебя узнали, а не узнают, а
узнают, когда это некстати?
– Да вот только вчера подобная история и
произошла. Пошел получать пенсию. Много-много лет
в почтовом отделении получаю ее без паспорта,
потому что многие сотрудники отделения меня
знают. Но тут, как назло, была новая смена. Вся
очередь меня узнала. Подтверждают, что это я, сам
я назвал номер паспорта, серию, где выдан, кем.
Бесполезно. Девушка в окошечке оказалась
непреклонной. Я этой девушке хотел рассказать
историю, которая произошла с Карузо. Когда он
пришел на почту получать перевод, его тоже не
узнали. Тогда он спел, и ему поверили. Я петь не
умею. Я и шапку снимал, и так поворачивался и сяк.
Ничего не помогло. И мне в отличие от Карузо все-таки
пришлось идти за паспортом...
Светлана НОВИКОВА.
P.S. ИИС «Парус», откликнувшись на просьбу
члена Гильдии актеров России Александра
Белявского, оказывает материальную помощь
народному артисту 85-летнему Ивану Рыжову. |