Книжная лавка
Пентхауз
Вы - очевидец
Фактор успеха
Рекламный отдел





Дамская комната Sex-пункт Карикатуры Анекдоты от МГ Об издании

Игорь Бестужев-Лада: Либо семья, либо звериная стая...
lada.jpg (6098 bytes)Игорь Васильевич Бестужев-Лада – почетный член Всемирной федерации исследований будущего, президент Академии прогнозирования Российского отделения Всемирной академии будущностей. Его перу принадлежат несколько сот научных работ, в том числе свыше двух десятков книг о будущем земли и человечества, о социальных проблемах российского общества, о теории и истории социального прогнозирования.
Можно ли учиться на чужих ошибках? Сейчас, когда практически каждый человек живет достаточно обособленно, в личной ячейке-соте, именуемой отдельной жилплощадью, пожалуй, нет. Явившееся на свет Божий существо живо не только молоком матери, но и информацией, которую постигает от ближнего круга. Вот ты видишь, как, зазевавшись, споткнулся о высокий порожек и упал твой старший брат. Больно, ты слышишь его громкий рев. Ага, значит, надо быть здесь осторожнее. Но вот падение мальчишки из соседней квартиры ты можешь и не увидеть, да оно тебя и не слишком заденет: он ведь «не свой». И тогда отсутствие полезной информации может обернуться набитой шишкой. Одно дело, если круг близких людей велик, рядом подрастают братья-сестры, многочисленные племянники. А не ты один – центр окружающего мира, ты – лишь часть его. Ты взрослеешь, развиваясь вместе с ним...
К разговору о том, к чему привела потеря понятия «большая семья», мы пригласили известного ученого, занимающегося проблемами философии, педагогики, социологии, Игоря Васильевича Бестужева-Ладу.

– Игорь Васильевич, насколько, по вашему мнению, изменилось к третьему тысячелетию понятие «семья»? Нас пугают, что тенденция родителей «заводить» не более одного, двух детей опасна. Для кого, для чего?
– Не будем сейчас касаться вопросов воспроизводства и нынешнего представления о многодетной семье. Обратимся к истории. Напомню, что при традиционном сельском образе жизни основную связующую роль в обществе играла сложная семья старого типа (имеющая мало общего с современной), в рамках которой родители и дети трудились, жили, развлекались вместе. При этом от поколения к поколению передавались профессия, мировоззрение, стереотипы сознания и поведения родителей. В результате примерно к пятнадцати годам жизни девушка и парень становились не только физиологически, но и психологически взрослыми, готовы были в любой момент создать собственную семью. Ни одна из существующих систем образования не в состоянии даже приблизиться к подобным результатам! Мало того, опыт показывает, что без такой «домашней школы» происходит неизбежная массовая инфантилизация молодежи – особенно в однодетных семьях, с кучей любящих родственников, буквально растлевающих своего питомца: в десять лет подросток остается с психологией пятилетнего ребенка, в пятнадцать, а нередко и в двадцать, и в тридцать – с психологией подростка. Какие же это будут родители и как избежать при таких родителях гибели человечества, даже успешно решив все прочие проблемы?
– Жизнь развивается по законам природы. Бессмысленно призывать вернуться в прошлое. Оттуда можно лишь позаимствовать полезный опыт. А не настало ли время вообще отказаться от уз брака? Найти другой вариант взаимоотношений?
– В золотом веке ценность семьи под сомнение не ставили. В серебряном – начали. В бронзовом пошло тотальное оправдание всех форм разрушения семьи – от адюльтера до самых вопиющих половых извращений. Железный открылся самыми настоящими похоронами семьи с бесовскою пляскою на ее могиле всех мыслимых видов разврата. Зло воинствующе торжествует, попирая слабеющее Добро. И вот на протяжении первого же десятилетия железного века мы видим сатанинский шабаш на останках искусства, культуры. Сочинить повесть, поэму, пьесу, даже многотомную эпопею (и издать ее) может сегодня каждый недоучка, абсолютно лишенный таланта, лишь бы обладал достаточной долей наглости. Зарифмовать – любое количество четверостиший. Ремесленник навострился выстукивать на компьютере по 25 страниц через два интервала в день и выпускать таким образом до трех-четырех романов в год! Литература в основном заменилась детективами и фантастикой, да и читающих вообще не так уж и много. Основная масса довольствуется тележвачкой. В моде лишь что-то скандальное, ведь надо же как-то обратить на себя внимание.
– Ничего себе взаимосвязь между необходимостью существования семьи и культурой!
– Все гораздо глубже. После промышленной революции XVIII века произошло быстрое распространение современного городского образа жизни, который пришел на смену традиционному сельскому. И во второй половине ХХ века это определило мировую цивилизацию. Два образа жизни являются своего рода антиподами. При одном неизбежен тяжелый и продолжительный физический труд, полное бытовое и культурное самообслуживание. При другом столь же неизбежны массовые тунеядство, потребительство, деморализация. При одном неизбежна предопределенность круга общения и даже выбор спутника жизни. При другом – извращенность человеческих отношений и массовая трагедия одиночества. При одном – отсутствие возможности социального продвижения. При другом – чудовищный комплекс неполноценности в массовых масштабах. При одном – жизнь, как в витрине магазина и полная зависимость от общественного мнения окружающих. При другом – отчуждение от общества и разрыв поколений. Все это вместе взятое, и особенно последнее (разрыв поколений), создает благоприятную почву для антикультуры. Почему бы Насилию не торжествовать над Милосердием, если одного не осудит, а другого никто не оценит? Почему бы Похоти не торжествовать над Любовью, если Похоть агрессивна, а Любовь беззащитна? Почему бы Дурману не торжествовать над Разумом, если одурманенному легче живется в безумном, противоестественном мире? И антикультура гордо, нагло поднимает голову. Так что бережение того, что мы вкладываем в понятие «семейный очаг», может быть, станет спасением от неоднократно пре дсказанного Апокалипсиса. Вопрос стоит так: либо семья, либо звериная стая.
– Игорь Васильевич, в своих книгах вы эту тему поднимали не раз. Но она – вечна. Может быть, вам будет интересно, что думают по поводу этой беседы читатели «Мужской газеты»?
– Я буду даже рад, если мои мысли заставят кого-то задуматься. Это будет добрый повод продолжить наш разговор. Чем больше людей примет в нем участие, тем лучше для всех нас.

Ирина ПАВЛЮТКИНА.

Сайт создан в системе uCoz