Книжная лавка
Пентхауз
Вы - очевидец
Фактор успеха
Рекламный отдел





Дамская комната Sex-пункт Карикатуры Анекдоты от МГ Об издании
Как ЗИЛ Америку догонял

На автозаводе имени И. А. Лихачева недавно произошло знаменательное событие. С главного сборочного конвейера сошел ЗИЛ-5301 «бычок», на капоте которого начертана круглая цифра «50000». Столько «бычков» изготовлено за шесть лет. А ведь поначалу многие со-мневались в будущности этого автомобиля, который ныне обрел известность не только на дорогах нашей страны, но и за рубежом. Например, в Америке, где до этого, как известно, к нашим машинам относились с иронией.
А мы и сегодня помним о человеке, который многие десятилетия назад утверждал, что наши машины будут продаваться за океаном. Речь об Иване Алексеевиче Лихачеве, имя которого носит автозавод и которого здесь хорошо помнят и любят.
Как известно, Московский автозавод был построен 85 лет назад, в 1916 году, известными предпринимателями Рябушинскими. Кое-кто из остряков тогда шутил по поводу выбора мес-та для этого предприятия – возле прудов, о которых когда-то поведал автор «Бедной Лизы» Н. М. Карамзин. В связи с этим автозаводу предсказывалась горькая судьба, что, впрочем, оправдалось. Уже в Февральскую революцию 1917 года Рябушинских как ветром сдуло из России. А спустя десять лет, в 1927 году, в кабинет директора полуразрушенного и, по сути, несостоявшегося завода вошел невысокий тридцатилетний мужчина, в недавнем прошлом матрос Балтийского флота, затем слесарь Путиловского завода Иван Лихачев. С автомоби-лями он был знаком лишь как шофер-любитель, а с производством начал знакомиться с ну-ля. И тем не менее именно под руководством этого человека, назначенного «красным ди-ректором», уже через несколько лет были построены и проехали на параде по Красной пло-щади первые десять отечественных полуторок.
Так начинался советский автопром, флагманом которого стал Московский автозавод. По словам ветеранов, Иван Алексеевич Лихачев был выдающимся организатором производства и прекрасным человеком, который в равной мере заботился о развитии завода и его ра-ботниках. Он даже пивную у проходной открыл, которую после работы посещал и сам, бесе-дуя с рабочими на равных. А вот на работе был строг, вникал во все конструкторские, тех-нологические и цеховые вопросы. А чтобы быть в курсе мировых автодел, ездил в команди-ровки, вначале в Германию, затем в США, где познакомился с крупнейшими заводами и лично с Фордом.
При И. А. Лихачеве на Московском автозаводе были разработаны и запущены в серийное производство семейства многих машин, например, ЗИС-150, трехосный грузовик повышенной проходимости ЗИС-151. Широкую известность заводу принесли мощные грузовики ЗИС-5, ставшие главным вездеходом в годы Великой Отечественной войны. Несколько иначе складывалась судьба легковушек. «МГ» уже рассказывала об истории лимузинов «зисовской» марки. При Лихачеве это были оригинальные модели, а вот позднее началось копиро-вание иномарок, в частности, по указанию Сталина.
Именно так «догнали» Америку, скопировав «Линкольн» 50-х годов. Ну чем не «Чайка» или другие «членовозы»? В целом же, как известно, догнать Америку не удалось ни по качеству машин, ни по объему их производства. Более того, в годы реформ ЗИЛ оказался в глубоком кризисе, и если бы не помощь правительства Москвы, он вообще мог бы остановиться. Но именно благодаря этой помощи, а также правильному выбору новой модели, а именно «бычку», завод устоял. Этот малотоннажник грузоподъемностью в три тонны быстро нашел свою нишу на российском автомобильном рынке, а теперь выруливает и на мировой рынок. Кстати, в некоторых странах спрос на «бычки» превышает предложение, что объясняется приемлемой ценой – семь-восемь тысяч долларов. А «Форд» аналогичных характеристик стоит около сорок тысяч долларов.
На ЗИЛе уверены, что его машины ждет хорошее будущее.

Владимир ЖУРАВЛЕВ.
обучение дизайну
Сайт создан в системе uCoz