Как ЗИЛ Америку
догонял
На автозаводе имени И. А. Лихачева недавно
произошло знаменательное событие. С главного
сборочного конвейера сошел ЗИЛ-5301 «бычок», на
капоте которого начертана круглая цифра «50000».
Столько «бычков» изготовлено за шесть лет. А ведь
поначалу многие со-мневались в будущности этого
автомобиля, который ныне обрел известность не
только на дорогах нашей страны, но и за рубежом.
Например, в Америке, где до этого, как известно, к
нашим машинам относились с иронией.
А мы и сегодня помним о человеке, который многие
десятилетия назад утверждал, что наши машины
будут продаваться за океаном. Речь об Иване
Алексеевиче Лихачеве, имя которого носит
автозавод и которого здесь хорошо помнят и любят.
Как известно, Московский автозавод был построен
85 лет назад, в 1916 году, известными
предпринимателями Рябушинскими. Кое-кто из
остряков тогда шутил по поводу выбора мес-та для
этого предприятия – возле прудов, о которых
когда-то поведал автор «Бедной Лизы» Н. М.
Карамзин. В связи с этим автозаводу
предсказывалась горькая судьба, что, впрочем,
оправдалось. Уже в Февральскую революцию 1917 года
Рябушинских как ветром сдуло из России. А спустя
десять лет, в 1927 году, в кабинет директора
полуразрушенного и, по сути, несостоявшегося
завода вошел невысокий тридцатилетний мужчина, в
недавнем прошлом матрос Балтийского флота, затем
слесарь Путиловского завода Иван Лихачев. С
автомоби-лями он был знаком лишь как шофер-любитель,
а с производством начал знакомиться с ну-ля. И тем
не менее именно под руководством этого человека,
назначенного «красным ди-ректором», уже через
несколько лет были построены и проехали на
параде по Красной пло-щади первые десять
отечественных полуторок.
Так начинался советский автопром, флагманом
которого стал Московский автозавод. По словам
ветеранов, Иван Алексеевич Лихачев был
выдающимся организатором производства и
прекрасным человеком, который в равной мере
заботился о развитии завода и его ра-ботниках. Он
даже пивную у проходной открыл, которую после
работы посещал и сам, бесе-дуя с рабочими на
равных. А вот на работе был строг, вникал во все
конструкторские, тех-нологические и цеховые
вопросы. А чтобы быть в курсе мировых автодел,
ездил в команди-ровки, вначале в Германию, затем в
США, где познакомился с крупнейшими заводами и
лично с Фордом.
При И. А. Лихачеве на Московском автозаводе были
разработаны и запущены в серийное производство
семейства многих машин, например, ЗИС-150,
трехосный грузовик повышенной проходимости ЗИС-151.
Широкую известность заводу принесли мощные
грузовики ЗИС-5, ставшие главным вездеходом в
годы Великой Отечественной войны. Несколько
иначе складывалась судьба легковушек. «МГ» уже
рассказывала об истории лимузинов «зисовской»
марки. При Лихачеве это были оригинальные модели,
а вот позднее началось копиро-вание иномарок, в
частности, по указанию Сталина.
Именно так «догнали» Америку, скопировав
«Линкольн» 50-х годов. Ну чем не «Чайка» или другие
«членовозы»? В целом же, как известно, догнать
Америку не удалось ни по качеству машин, ни по
объему их производства. Более того, в годы реформ
ЗИЛ оказался в глубоком кризисе, и если бы не
помощь правительства Москвы, он вообще мог бы
остановиться. Но именно благодаря этой помощи, а
также правильному выбору новой модели, а именно
«бычку», завод устоял. Этот малотоннажник
грузоподъемностью в три тонны быстро нашел свою
нишу на российском автомобильном рынке, а теперь
выруливает и на мировой рынок. Кстати, в
некоторых странах спрос на «бычки» превышает
предложение, что объясняется приемлемой ценой –
семь-восемь тысяч долларов. А «Форд» аналогичных
характеристик стоит около сорок тысяч долларов.
На ЗИЛе уверены, что его машины ждет хорошее
будущее.
Владимир ЖУРАВЛЕВ. |