|
Судьба вела их к
роковому дню |
Красивая, просто
блестящая женщина. Известная в свое время
артистка кино и театра. Многим со стороны
казалось, что она обладательница счастливой
судьбы. Что все, к чему иные безуспешно стремятся
годами, дается в руки само и сразу... И вдруг в одно
мгновение - трагический обвал! Ее, трепетную
героиню знаменитого фильма Андрея Тарковского
"Иваново детство", сказочную принцессу из
"Короля-Оленя", обвинят в убийстве артиста
Стаса Жданько. Человека, которого любила она,
который, несомненно, любил ее. О своей жизни,
творчестве, сердечных романах и последней драме
Валентина Малявина поведала в своей книге
"Услышь меня, чистый сердцем".
- Валентина, вы ведь
росли на Арбате?
- Наш дом находился на улице Вахтангова, и я
каждый день проходила мимо театра, в котором
потом так долго работала. Мой отец был
политработником и сумел дослужиться до генерала.
Квартиры, в которых мы жили, были огромными, а
машины по тем временам самыми роскошными. Я
училась в школе около "Спасо-хауз" -
резиденции американского посла. Там же учился и
Саша Збруев, который стал моим первым мужем. Мое
детство - это прекрасный сон. У меня была
старинная китайская чашка цвета терракоты с
золотом, а на ней - целый мир: изысканные дамы,
сказочные деревья, необыкновенные цветы. Такой
же фантастичной казалась мне и моя жизнь. До той
роковой минуты...
- Но до нее был Венецианский кинофестиваль,
Гран-при, Андрей Тарковский...
- Да, успех фильма "Иваново детство", где я
сыграла свою первую роль у Андрея Тарковского,
был фантастичным. Таким, что кружилась голова. По
каналам в Венеции скользили гондолы, звучали
музыка, смех, сияли огни. Я объездила тогда почти
весь мир, но отношения с Андреем у нас были скорее
лирическими. Мы оберегали себя и то, что было
между нами. Прошла целая жизнь, но этот пламень
остался. А потом я познакомилась с оператором
Павлом Арсеновым. Он был красив, молод, образован,
и мы влюбились друг в друга. Мы с ним жили долго и
счастливо, родилась дочь, но на пятый день умерла
от заражения крови. Господи! Какое же это было
горе!
Я ходила в темных очках - глаза были опухшими от
слез. Пила коньяк. Павел не пытался меня
остановить, и мы разъехались...
- После фильма "Король-Олень" вы стали для
мужчин тем, что сегодня называют секс-символом.
- Да, у фильма был большой успех. И еще я много
играла в Театре Вахтангова. Но психика моя после
трагедии с моей девочкой была повреждена,
состояние было болезненным. Я никак не могла
справиться с этим. Не могла забыть мою
красавицу-доченьку...
- Потом в вашей жизни появился актер
Кайдановский. Что вас, Валя, разлучило с ним?
- Он хотел подчинить меня себе, я вырывалась. Я не
хотела быть его женой. Он был личность, загадка
даже для самых близких людей. Это были
фантасмагорические отношения, температура
которых зашкаливала. В течение шести лет, пока мы
были вместе, "рассудка" там и не ночевало. Я
переживала какую-то лихорадку, непонятную,
пугающую страсть. А потом наступил момент
освобождения: я познакомила его с Женечкой
Симоновой, и он на ней женился.
- А потом наступил тот роковой день?
- Да. Но сначала появился Стас Жданько. Он мне
сказал в день нашего знакомства: "Я переверну
всю твою жизнь..." И перевернул!
- Каким он человеком был?
- Он был странным, привлекал к себе слишком много
внимания, разговаривал громко, ходил в
"кирзе". Однажды в нашей квартире топором
разрубил зеркало, сказав при этом, что убил в себе
грешного человека. Мне тогда надо было встать и
уйти... Он был очень талантлив и страстно мечтал о
славе. А она от него ускользала. Слава тогда
любила меня. Он завидовал. Он очень торопился
жить. Он хотел все сразу: работу, квартиру, деньги
и популярность... И еще он был в постоянном
конфликте с окружающими, с самим собой, с жизнью.
Сразу после того, как мы встретились, нам гадали
по руке: у меня вышел "казенный дом", а у него
линию жизни пересекали две ровные линии - следы
от порезов, оставшиеся после того, как он
раздавил ладонью рюмку...
- Говорили, ваша встреча была с налетом какой-то
мистики. Как же все это было на самом деле?
- Однажды мне посоветовали посмотреть в
Щукинском актера, который играл Раскольникова.
Это был Стас Жданько. И вдруг я вспомнила, что
знала его еще мальчишкой, когда он учился в
Новосибирском театральном, - он подходил ко мне
после спектакля, просил подписать открытки с
моим изображением. А спустя несколько лет он
поступил в Щукинское...
- Действительно, в этом знакомстве усматривается
какая-то мистика. Как будто судьба вела вас обоих
к роковому дню...
- У него с утра было взвинченное настроение. В
театре у него не было ролей. Фильм, в котором он
снялся, положили на полку. С актером Проскуриным,
нашим общим другом, они много выпили, потом он
захотел еще. Я перед этим купила ему бутылку
"Гурджаани" в дорогу (он собирался в Минск). Я
достала эту бутылку, открыла, налила себе стакан,
выпила, пошла на кухню и оставшееся вино вылила в
раковину. Возвращаюсь в комнату, а он на моих
глазах сползает из кресла на пол. Он не хотел
умирать, это был жест, чисто символический жест. А
нож оказался слишком острым. А я его еще за день
до этого точильщика попросила наточить получше.
Я кинулась вызывать "скорую", ждала ее 45
минут. Он еще успел дважды повторить: "Пойдем
со мной". Куда он меня звал, я поняла гораздо
позже.
Когда я была уже в тюрьме, дело было пересмотрено.
Следствие пришло к выводу, что это было
саморанение. Удар своей рукой.
- А что вам вменялось в вину на суде?
- Обвинительное заключение такое, что курам на
смех. Главное, что в нем нет мотива преступления.
Основная тема обвинительного заключения: Стас
был в славе, а я ему завидовала, потому что моя
звезда в театре закатилась. Глупее и бездарнее
ничего не может быть. Судебный фарс начала 80-х
годов - пик "самой гуманной в мире" советской
юриспруденции.
- Кто из бывших друзей вас поддерживал?
- Многие. Наташенька Варлей, Олег Стриженов с
Лионеллой Пырьевой, жена Ролана Быкова - Елена,
оператор Анатолий Заболоцкий...
- Думаете, кому-то хотелось вас посадить?
- Я не знаю. Меня ведь очень многие не любили. В
свое время предлагали сотрудничать с КГБ. Я
отказалась...
- С вашей популярностью в тюрьме было легко?
- Никаких поблажек мне никто не давал. Я сама
ладила почти со всеми. У меня там и роман был с
мальчиком, очень хорошим. С вором. Как первая
любовь. Сначала была Бутырка, потом Красная
Пресня, потом зона Можайская. Поселение в
Ростовской области - самое светлое время. Такого
покоя и благодати я не испытывала никогда. Мне
дали девять лет, отсидела пять...
- Что вас поразило в тюрьме больше всего?
- Смех. Я не ожидала этого. Мы в камере смеялись
много. Иначе, наверное, можно было сойти с ума. И
еще. Женщина в тюрьме остается женщиной.
Косметику, кроме помады, там не разрешают, но все
равно все подкрашиваются своими средствами. Тушь
там женщины делают из горелых спичек,
перемешивая с сахаром, добавляя туда и мыло.
Косметический карандаш получают от головки
чеснока, которую предварительно поджигают.
Свекла - румяна. Черным хлебом мы мыли голову, из
овсянки получалась прекрасная маска для лица. И
украшения у нас тоже были. Сушили абрикосовые
косточки, нанизывали их на нитку, сплетали из
подручного материала бусы, серьги, кольца...
- Даже если бы вы не написали вашу потрясающую
книгу "Услышь меня, чистый сердцем", ваша
жизнь почище любого романа: знаменитые мужья,
сцена, успех, потеря ребенка, тюрьма... Это что,
плата за красоту, талант, за славу, которую вы
вкусили сполна?
- "Из огня да в полымя" - это про меня. Но я все
выдержала, даже черту, за которой начинается ад.
Даже сейчас я живу горем - убили лучшего моего
друга, умерла мама... Я чувствую, что приношу
несчастье тем, кто меня любит. Я этого страшусь.
Всем кажется, что я живу легко. Но у меня такие
стрессы бывают... Наверное, надо было кому-то,
чтобы я жила вот в таком водовороте...
Светлана НОВИКОВА. |